Ларьки вне закона?
Дмитрий Полушин: Добрый вечер, это программа «Метро» на «Авторитетном Радио», меня зовут Дмтирий Полушин, и сегодня мы обсудим настоящее и будущее павильонов, ларьков, их размещение на обочинах дорог. Мой гость сегодня, Александр Глисков, заместитель председателя горсовета Красноярска, здравствуйте!
Александр Глисков: Добрый вечер!
Д. Полушин: Должен отметить, что мы планировали сегодня и второго гостя, чтобы у нас получилась дискуссия между властью и представителями бизнеса, мы звали к нам председателя Союза владельцев автостоянок и павильонов, Виталия Бондарева, но, к сожалению, за полтора часа до эфира, Виталий Юрьевич взял самоотвод, но пообещал связаться с нами по телефону.
Скажите Александр, как вы позиционируете себя, вы находитесь по разные стороны баррикад с владельцами павильонов, или все-таки по одну?
А. Глисков: Я бы сказал, что позиции наши совпадают практически по большинству вопросов, которые предприниматели обозначают, основные наши разногласия – это о том, что платить или не платить деньги в бюджет. Я считаю, что частный бизнес должен пополнять бюджет, владельцы павильонов считают, что это какая-то социальная деятельность, за которую город не должен собирать с них деньги.
Д. Полушин: Мы напоминаем вам, что вы можете звонить нам студию по нашей сегодняшней теме, и мы принимаем первый звонок:
- Добрый вечер! У меня такой вопрос: почему в Красноярке не соблюдается закон о размещении пивных павильонов на остановочных пунктах?
Д. Полушин: А в чем его не соблюдают, может, вы поясните нюансы?
- Размещение пива сейчас запрещено по закону, это раз, а во-вторых, размещение самих павильонов, где продают пиво на остановках – это запрещено. Почему у нас в городе эти законы не работают, и пивные ларьки не только не исчезают с остановок, но и появляются новые?
Д. Полушин: Спасибо за разъяснение, Александр, как вы можете прокомментировать?
А. Глисков: Не совсем так. Пиво-то в павильонах продавать можно. Мы сейчас движемся к тому, что все так называемые «Пивные причалы» с остановок были убраны. На уровне горсовета проголосовано решение о том, что, в принципе на остановках не должно быть торговых павильонов. В перспективе, мы хотим, чтобы на остановке общественного транспорта остался остановочный павильон, возможно, остановки будут оборудованы многофункциональным комплексом, где будут банкоматы, какие-то справочные, общественные туалеты, но пивточек и торговых ларьков, которые создают неудобства для общественного транспорта, вот этого всего быть не должно.
Д. Полушин: Мы приступаем к обсуждению основной нашей темы: «Настоящее и будущее павильонов», передо мной сидит вице-спикер горсовета Красноярска, Александр Глисков, а на прямой телефонной линии, второй заявленный гость, председатель Союза владельцев автостоянок и павильонов, Виталий Бондарев. Здравствуйте, Виталий!
В. Бондарев: Здравствуйте! Для начала я хотел бы немного поправить вас, наша ассоциация называется теперь Краевой союз малого предпринимательства.
Д. Полушин: Прошу прощения, если некорректно представил вас. И все-таки давайте по теме. Насколько известно, 1 июля у более чем полутора тысяч временных сооружений истек срок договоров на размещение. Но особой активности, судя по сообщениям в СМИ, предприниматели, не смотря на призывы мэрии и депутатов, не проявили. И на перезаключение соглашений заявились всего около 200 владельцев. Если я не искажаю данные, объясните, почему сложилась такая ситуация?
В. Бондарев: Во-первых, предприниматели все в ожидании, все знают, что этот нормативный акт, который обязывает платить за продление аренды, незаконный. Об этом заявляет прокуратура, и УФАС, и Общероссийский союз юристов и Правовое управление Законодательного Собрания. Предприниматели понимают, что раз такие структуры говорят, что это незаконно, то поэтому они ждут решения на уровне губернатора Красноярского края. Мы обратились к господину Толоконскому и все-таки надеемся, что закон на нашей стороне, и мы победим в этой нелегкой борьбе.
Д. Полушин: Александр, вы согласны с позицией бизнесменов?
А. Глисков: Виталий все правильно говорит, предприниматели не идут платить деньги в казну, потому что союз, который отстаивает их интересы, им сказал, что платить не надо. И занимается сейчас тем, что оспаривает нормативные акты Администрации города. Окончательную точку в этом споре, конечно же, поставит суд.
Д. Полушин: Виталий, еще один вопрос к вам, меркантильный. Сколько платили владельцы павильонов раньше и сколько их заставляют платить сейчас? Насколько это неподъемные цифры?
В. Бондарев: Во-первых, предприниматели всегда платили и платят за аренду земли и налоги. Мы сейчас говорим, и Александр Александрович говорит о том, что предприниматели платят аренду земли очень маленькую. Да, где-то мы согласны с тем, что эта аренда земли очень маленькая. Но администрация заявляет о том, что оставит нам данную аренду земли по такой стоимости, а вот право продления этой самой аренды увеличит. Приведу пример, право продления аренды павильона на ЖД вокзале и на улице Борисевича составляет 70 000 рублей. Соответственно цена предоставляемых услуг в этих павильонах вырастит в разы, как выросли цены в этом году на острове Татышев, когда тамошним предпринимателям, как говорят чиновники, «сделали преференцию». Это не преференция, надо говорить открытым языком – это грабеж предпринимателей. Приведите мне пример вы или Александр Александрович, какой еще бизнес платит за право, чтобы работать? Нет такого бизнеса. Нашли малый бизнес и решили, что малый бизнес можно давить до беспредела. Когда-то предел этому придет.
А. Глисков: Начнем с конца. Какой еще бизнес так платит? У нас есть отличный пример – рекламный бизнес. От наружной рекламы бюджет города получал 6 миллионов и тратил на содержание и управление наружной рекламы 9 миллионов. В прошлом году город Красноярск наторговал рекламных мест на 465 миллионов рублей. Это уже значительная сумма, даже для городского бюджета…
В. Бондарев: Я с вами тут согласен, Александр Александрович, но перед тем как ввести рекламный бизнес в эти рамки, вы лучше меня знаете, целое Министерство экономики Российской Федерации считало, оно понимало, что этот бизнес сверхдоходный, что для него эти правила игры позволительны. Подскажите мне, какое министерство считало в отношении малого бизнеса?
А. Глисков: Я продолжу, вы меня перебили. Насчет коррупционных механизмов. Их мы как раз все ликвидировали в вашей сфере деятельности, когда вы платили 9400 рублей в год за аренду, а остальное, понимая, что место для деятельности дадут не каждому, вы кому-то давали на лапу, какому-то недобросовестному чиновнику. Мы вам сказали: «Давайте будем делать по-честному? Места выставлять на аукционы, и кто больше денег не на лапу чиновника, а в казну даст, тот и победил». И обнаружили, что сегодня места у нас сейчас стоят не то, чтобы 9400 рублей в год, а миллион, два миллиона. И вам предложили, что если вы хотите без аукциона, давайте продлять без аукциона, но это выйдет не 9400 рублей в год. Привлекли оценщиков, начали считать. Вы сказали: «Нет, мы платить не будем!».
Д. Полушин: Александр, Виталий. Спасибо за ваш диалог, к сожалению, вынужден прервать вас… Итак, Александр расскажите, какая сейчас ситуация в сфере торговли в павильонах и ларьках. Почему вдруг полтора-два года назад эту тему стали активно обсуждать и теперь она достигла такого накала?
А. Глисков: Тема эта стала активной тогда, когда на должность первого заместителя главы города пришел бывший прокурор города Владимир Анатольевич Часовитин. И когда его уже достали эти ларёчники со своими стонами о взятках, Часовитин разработал абсолютно понятное и прозрачное положение о порядке размещения временных сооружений. И мы вышли на систему, всех, кто работал, включили в схему, а все новые стали продавать с аукциона. Сейчас о многих предпринимателей истекли сроки аренды, соответственно стал возникать вопрос, что выходить дальше на аукцион, чего предприниматели побоялись. МЫ собрались в прошлом в горсовете, создали рабочую группу, пригласили Бондарева и других представителей малого бизнеса. Вроде бы нашли выход и запустили схему продления аренды временных сооружений. И теперь новоиспеченный Союз малого предпринимательства пошел в отказ. Никто их не терроризирует, никто не занимался массово сносом ларьков. Наоборот, у кого были документы, все продолжают стоять, и город всё делает для того, чтобы эти документы переоформить. Принципиальный вопрос как был, так и остался: «Будут ли предприниматели платить в бюджет?».
Д. Полушин: У нас есть звонок. Алло, вы в эфире!
Звонок, Максим: Я согласен с той политикой, которая ведет мэрия в отношении павильонов, но я также считаю, что нужно повышать качество оказываемых услуг в павильонах и ларьках. В некоторые павильоны зайти-то даже страшно, не то, что даже что-то там купить. Так что я считаю, что направление у мэрии правильное.
Д. Полушин: Из звонка Максима вытекает мой следующий вопрос: «А в чем заключается политика муниципалитета в отношении точек торговли, размещенных во временных сооружениях?». Речь идет о том, что далеко не всегда в точках торговли соблюдены санитарные нормы, вентиляции и просто комфорта…
А. Глисков: Мы понимаем, что ларёк – это пережиток прошлого. Поэтому, там, где ларёк можно заменить на что-то современное, они должны быть заменены. На магистральных улицах они вообще не должны присутствовать и портить жителям настроение. В тех районах, где не налажена инфраструктура, они имеют право на существование, если говорить глобально. С другой стороны, взять выбросить людей на обочину, лишить их работы и заработка, тоже неправильно. Поэтому, Это процесс долгий и многолетний. Что касается нарушителей, их надо выжигать калёным железом, потому что у нас несколько тысяч законных ларьков, но и столько же незаконных. Незаконные мы сносим, они опять появляются и так по кругу. Такие незаконные павильоны сейчас увозятся на штрафстоянку, там частично демонтируются, как минимум, мы заставляем тех, кто в состоянии хоть какие-то документы представить, заплатить за эти услуги и компенсировать расходы. С теми, кто допускает нарушения по торговле алкоголем, нарушения правил благоустройства, договоры расторгаются. Соответственно, если они хотят за свое место побиться, они должны будут выйти на аукцион. В этом плане политика города достаточно последовательна.
Д. Полушин: И мы прибываем на станцию «Народная», и сегодня мы спрашивали у горожан: «Почему вы покупаете продукты в ларьке, а не в супермаркете?».
Мнения горожан
Д. Полушин: Александр, согласны ли вы с высказыванием, что в павильонах и цены ниже, и обмана меньше?
А. Глисков: Я думаю, это миф. Я одно время сравнивал, где-то меньше стоит один и тот же товар, где-то больше. Но если учесть сколько жалоб нам поступают по той же самой санитарной обстановке в этих павильонах, то люди покупая товары в них, рискуют своим здоровьем.
Д. Полушин: Друзья пришло время подвести итоги голосования, и вы будете удивлены! Я не припомню, когда вообще такое было, но телефонное голосование показало 100% позвонивших на номер за то, что администрация города препятствует развитию малого бизнеса. 92% проголосовавших на сайте этого же мнения. Александр, прокомментируйте, пожалуйста?
А. Глисков: Я считаю, что такое голосование получилось во многом пропаганде самих предпринимателей, в том, что администрация города мешает им работать, хотя тем бизнесменам, кто работает честно, мэрия только помогает!